Фрагмент для ознакомления
2
1. Предпосылки возникновения мультимодальных перевозок и их роль в доставке груза
На сегодняшний день, организация мультимодальных перевозок – лучшее решение при транспортировке груза на межконтинентальных маршрутах и в труднодоступные, отдалённые регионы.
Между тем многолетняя конкуренция между различными видами транспорта, которые изолированно развивали и совершенствовали свои технологии и услуги, сделала транспорт в значительной степени разобщенной системой, в которой взаимодействие в интересах клиента было практически невозможно или крайне затруднено. На каждом виде транспорта складывалась собственная нормативная правовая база с различными условиями договора перевозки, формами документов и порядком их оформления, размерами ответственности. Развитие транспортных технологий было направлено, в первую очередь, на достижение отраслевого эффекта, а не на упрощение межвидового взаимодействия. Тарифные системы и тарифная политика отдельных видов транспорта формировались в целях вытеснения и подавления конкурентов, а не для сотрудничества с ними в интересах клиентуры.
Дополнительные проблемы возникали «на стыках» видов транспорта. Передача и промежуточное хранение грузов, погрузо-разгрузочные операции, контроль состояния товара, переоформление документов требовали привлечения терминальных операторов, агентов, других поставщиков дополнительных услуг, которые действовали столь же разобщено, как и перевозчики различных видов транспорта.
Глобализация экономики и развитие современных цепей поставок потребовали создания транспортного продукта, который бы сочетал услуги различных видов транспорта наиболее эффективным и удобным для грузоотправителей образом и формировался, прежде всего, исходя из интересов груза, а не отдельных участников процесса транспортировки. Таким продуктом стали мультимодальные перевозки.
Кроме поэтапного использования разных способов транспортировки мультимодальные перевозки имеют ряд специфических особенностей. Разбираемся подробнее, что такое мультимодальные перевозки грузов.
Мультимодальная перевозка грузов — это вид услуги, предполагающей под собой транспортировку грузов по договору, заключенному между двумя сторонами, но с использованием нескольких видов транспортных средств, а именно не менее двух (железная дорога, авиация, автодорога и т.д.). Несмотря на необходимость использования в перевозке разнообразного транспорта, у подрядчика может не быть всех видов, так как это достаточно редкое явление.
Мультимодальные перевозки могут осуществляться с привлечением субперевозчиков (действительных перевозчиков - в морском праве), поэтому для исполнения своих обязательств по договору подрядчик вправе обращаться за помощью к другим контрагентам. При этом мультимодальный транспортный оператор (генеральный подрядчик) у которого была заказа услуга полностью несет ответственность за надлежащее исполнение условий договора, а значит за всю перевозку.
Следующим признаком мультимодальных перевозок является ответственность, которую несёт один перевозчик - организатор данной перевозки.
В отличии от интермодальных перевозок, при которых за каждый этап транспортировки может отвечать отдельный перевозчик, например, владелец транспортного средства, в мультимодальных перевозках на всём протяжении маршрута, каким бы видом транспорта не перевозился груз, ответственность за него несёт компания – организатор транспортировки. Именно эта компания формирует маршрут, подбирает владельцев транспортных средств, арендует склады для перегрузки и временного размещения товара, решает вопросы с погрузоразгрузочными операциями, производит таможенное оформление на транзитных пунктах, переходя границы, страхует груз, рассчитывает срок доставки учитывая перечисленные этапы перевозки.
Ещё одним признаком мультимодальных перевозок является документальное оформление транспортировки. Данный вид перевозок осуществляется по одному транспортному документу – коносаменту, оформляемому перевозчиком. Данный документ оформляется перед началом транспортировки и обеспечивает весь процесс доставки груза от отправителя получателю.
Важным этапом организации мультимодальных перевозок является подготовка договора. Подготовка перевозки происходит по следующим этапам:
На этапе рассмотрения заявки на перевозку логистическая компания должна рассмотреть следующие аспекты:
- выбрать маршрут перевозки;
- определить виды транспорта, которые необходимо задействовать для транспортировки;
- выбрать владельцев транспортных средств;
- определить места перегрузки товара с возможностью временного складирования;
- определить таможенные пункты перехода транзитных границ;
- выбрать страховую компанию;
- просчитать возможные риски и определить действия по их минимизации;
- заключить необходимые договоры и произвести предварительную оплату, там, где это необходимо.
Принимая решения по каждому перечисленному пункту, перевозчик руководствуется следующим:
- необходимостью сформировать конкурентоспособную стоимость перевозки;
- требованием доставить груз максимально быстро и в то же время безопасно;
- учитывается особенность перевозимого груза.
В итоге, на рассмотрение заказчику направляют пакет документов, описывающих маршрут перевозки, используемые транспортные средства, пункты перехода границы, срок перевозки, стоимость постатейно и общую, а также проект договора. Если заказчик соглашается с предложениями логистической компании, то подписывается договор.
Перед началом перевозки, логистическая компания проверяет соответствие фактического состояния груза заявленному в документах. На протяжении всего маршрута сотрудники перевозчика контролируют сроки прибытия и убытия груза в пункты перегрузки а также сроки пересечения таможенных пунктов перехода границ. Перевозчик, по требованию отправителя и/или получателя, информирует о месте движения груза на маршруте. Перевозчик предупреждает получателя о дате и времени прибытия груза в пункт назначения.
У мультимодальных транспортировок имеются особенности, отличающие их от других видов доставок грузов:
1.На момент обращения в компанию за услугой у клиента должна быть полная и достоверная информация о грузе (тип товара, вес, объем и т.д.). Сведения необходимо предоставить организации-исполнителю, при этом может быть принято решение о проведении независимой экспертизы с целью проверки достоверности информации. Если выяснится, что заказчик исказил или предоставил ложные сведения, то за это ему будут грозить штрафные санкции.
2.Несмотря на то, что помимо генерального подрядчика в процессе доставки грузов принимают участие и другие лица, но именно он несет ответственность за своевременное выполнение всей работы.
3.Груз считается утерянным в случае, если прошло более 90 дней с момента, когда товар должен был быть получен заказчиком по договору.
4.У заказчика имеются законные основания затребовать у генерального подрядчика информацию обо всех контрагентов, которые привлечены им для исполнения обязательств по договору.
5.В договоре обязательно должны присутствовать положения, регулирующие вопросы стоимости и сроков перевозки. Если такие нюансы не согласованы в самом договоре, то они должны быть обязательно отражены в дополнительном соглашении.
6.Такой вид транспортировки используется в том случае, если между отправителем и получателем товара отсутствует прямое сообщение либо если стоимость доставки одним видом транспорта значительно выше, а сроки отправки увеличиваются в несколько раз.
Транспортировка подразделяется на виды в зависимости от вида транспорта, используемого на основном отрезке проделанного пути при перевозке груза:
- автоперевозки (используются две непростые схемы — забор груза у поставщиков мелким транспортом с дальнейшим распределением в грузоподъемные ТС; перемещение товара на крупногабаритном транспорте основной отрезок пути и дальнейшая доставка получателям с использованием легкового ТС);
- водная транспортировка (контейнерная) (осуществляется только в том случае, если отправитель и получатель связаны единой водной магистралью);
- железнодорожные перевозки (товар перемещается по железной дороге после его перемещения в порту, а от склада до вагона или наоборот транспортировка осуществляться с помощью автотранспорта);
- мультимодальные авиаперевозки (применяется авиатранспорт — целесообразно для доставки маленьких по объему и весу грузов и установленных сжатых сроков).
Преимущества мультимодальных перевозок:
1. Снижаются расходы. Договорные отношения только с одной компанией, поэтому оплата производиться только лишь одному исполнителю.
2. Сокращаются сроки доставки. Ответственность за доставку лежит на исполнителе, а значит фирма самостоятельно найдет участников
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анищенко Н.В.. Экономика и организация портового хозяйства. – Новороссийск: МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2011.
2. Бабурин В.А., Н.В. Бабурин, В.И. Дмитриев. Управление работой флота. - М.: Моркнига, 2013.
3. Ермолаев, Г.Г. Основы морского судовождения / Г.Г. Ермолаев. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 270 c.
4. Забелин, В.Г. Внешнеторговые операции и их транспортное обеспечение: учебное пособие / В.Г. Забелин, Е.В. Зарецкая; Министерство транспорта Российской Федерации, Московская государственная академия водного транспорта. - Москва: Альтаир: МГАВТ, 2015. - 79 с.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429824
5. Морское судовождение / ред. Г.Г. Ермолаев, Л.П. Андронов, и др.. - М.: Транспорт; Издание 3-е, испр., перераб. и доп., 2016. - 368 c.
6. Плужников К.И., Ю.А. Чунтомова. Транспортное экспедирование, агентирование и брокераж. – М.: ТрансЛит, 2012
7. Степанов, А.Л. Перегрузочное оборудование портов и транспортных терминалов: учебник / А.Л. Степанов. - Санкт-Петербург: Политехника, 2013. - 429 с.: схем., табл., ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7325-1018-8; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=447623
8. Таратынов, В.П. Судовождение в стесненных районах / В.П. Таратынов. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 127 c.